Позиции сайта постоянно меняются – почему? Этот вопрос часто задается, потому что многим непонятно, по каким причинам такое происходит.
Причины скачков
Скачки могу наблюдаться по трем причинам:
- Персонализированные результаты + геозависимость.
- Так называемый «многорукий бандит».
- Аффилирование сайта.
Персонализированная выдача
При персонализированной выдаче возможна разница показателей даже на двух разных компьютерах, расположенных рядом с друг другом. Потому что пользователи могут чаще или реже посещать сайт, позиции которого ими проверяются. Яндекс и Гугл подбирают веб-ресурсы для конкретного пользователя, учитывая его заинтересованность на основе конкретных запросов и поведения в плане посещения определенных сайтов. Например, если взять запрос «Наполеон», то любителю кондитерских изделий покажутся, скорее всего, сайты, где размещены рецепты соответствующего торта. Если же аналогичный запрос наберет человек, занимающийся историей, то поиск ему выдаст веб-ресурсы, посвященные Наполеону Бонапарту. Потому что поисковики уже сделали выводы по истории запросов и по истории переходов, совершаемых конкретным пользователем.
Если проверка происходит в разных регионах, то тем более будет наблюдаться разница. Это происходит по причине учета георасположения пользователя. Если сайт является собственностью компании, работающей в Москве, а запрос вводится тем, кто проживает во Владивостоке, то вряд ли он увидит на первых позициях веб-ресурс, принадлежащий московской компании. Данный момент следует учитывать, когда поставлена задача определить позиции конкретного интернет-сайта.
Как выявить, что на результаты влияет персонализация?
В настройках результатов поиска можно увидеть, что включен персональный поиск. Его можно отключить. Кроме того, чтобы исключить геозависимость, нужно поменять регион на тот, который интересует. И это тоже нужно сделать в настройках.
В Google настройки находятся здесь https://www.google.com/preferences.
Яндекс – в настройки можно перейти внизу страницы поиска.
Многорукий бандит
Это алгоритм, введенный Яндексом. Его введение было обусловлено тем, чтобы недавно созданные сайты смогли проявить себя. Поисковик автоматически включает в ТОП тот или иной молодой веб-ресурс, чтобы его посетили и оценили пользователи. Алгоритм отслеживает их поведение по нескольким факторам. Если веб-ресурс понравится посетителям, то его шансы на занятие более высоких позиций повысятся. Если же не понравится, то сайт возвращается практически на свое место или даже ниже ранее занимаемой позиции.
«Многорукий бандит» был замечен в середине 2015 года. Многие отслеживали позиции каждый день и даже по несколько раз. Сегодня так делать не рекомендуется. Нужно оценивать, что в общем происходит с сайтом в течение определенного периода. По сути, беспокоиться не стоит. Если веб-ресурс на самом деле насыщен ценной и полезной информацией, то ситуация со скачками сама собой стабилизируется.
Аффилирование сайта
Постоянно разные позиции – это, возможно, признак попадания под фильтр аффилирования. О чем идет речь? В данном случае данная ситуация свидетельствует о том, что в интернете существует сайт-близнец. Именно он становится причиной выбивания проверяемого веб-ресурса из ТОПа. Что такое сайт-близнец? Это полностью идентичный веб-ресурс, причем не только по дизайнерскому оформлению и содержанию контента, но и имеющий аналогичные контактные данные.
Почему поисковик использует этот фильтр? ТОП 10 – это небольшой список. А ведь по факту в интернете существует огромное количество веб-ресурсов. Крупные компании могут создавать по несколько сайтов для различных направлений деятельности. Но так как у крупных компаний и денег больше, то они могут занять все лидирующие позиции. Чтобы такого не случилось, поисковики дают возможность пользователям видеть веб-ресурсы, принадлежащие разным компаниям. В данном случае фильтр аффилирования отлично справляется с данной задачей.
Как выяснить причину скачков, как понять, что сайт попал под указанный выше фильтр? Аффилиат-фильтр сложен в плане своего диагностирования. Поисковики не дают подтверждение, что он применяется. В панели вебмастера не появится сообщение, которое позволит понять, что сайт попал под такой фильтр. Косвенным признаком можно считать то, что происходит существенное падение позиций по всем или даже нескольким кластерам, однако страницы находятся в индексе. Кроме того, можно выполнить ряд действий, которые помогут определить, существует ли сайт-близнец:
- Проверить точный адрес на картах Гугл и Яндекс;
- Просмотреть результаты поиска по контактам;
- Провести проверку текстов, используя сервисы антиплагиата.
Что делать, чтобы выйти из-под фильтра? Это достаточно сложно сделать. Однако при желании можно предпринять усилия, чтобы «расклеить» сайты.
Заключение
Если сильно скачут позиции сайта, как уже было замечено выше, тому может быть причина и вполне конкретная. Понятно, что довольно сложно разобраться в ситуации. Но если позиции в поиске то падают, то растут, то явно нужно задуматься, в чем же заключается причина такой нестабильности. Если на результаты влияет персонализация, геозависимость, а также поведение «многорукого бандита», то нет оснований бить тревогу. Просто нужно удостовериться, что именно эти причины приводят к резким скачкам. Куда сложнее вывести сайт из-под аффилиат-фильтра, и даже порой невозможно. Однако нужно знать, что именно этот фильтр создает проблемы. Чтобы разобраться в ситуации, рекомендуется обращаться к специалистам, способным профессионально и быстро найти причину.